- БЬЮКЕНЕН
- Джеймс (род. 1919) – американский экономист. Родился в Мерфрисборо (штат Теннесси). Экономическое образование получил в Государственном колледже Среднего Теннесси (бакалавр, 1940), Университете Теннесси (магистр, 1941) и Чикагском университете (доктор, 1948). Занимал должность профессора экономики Университета Теннесси (с 1950), Университета Флориды и Виргинского университета (с 1956), преподавал в других учебных заведениях. Последние годы работает в Центре изучения общественного выбора в Ферфаксе (штат Виргиния).
Имя Б. неразрывно связано с наукой об общественном выборе. Долгое время существовало убеждение, что решения, принимаемые отдельными политиками, политическими и государственными организациями, должны иметь целью принесение всему обществу наибольшей пользы. К. Виксель в 1897 впервые определил политику как взаимовыгодный обмен между гражданами и общественными структурами. Развивая его идеи, Б. и Г. Тиллок в 1962 опубликовали книгу под довольно необычным названием – «Расчет согласия». Их цель – проанализировать процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук; исходная предпосылка – прямо противоположная общепринятой – решения политиков и общественных организаций проистекают прежде всего из их собственных интересов. Основной целью политиков, например, является получение максимума голосов на выборах (как следствие – перед выборами они часто принимают неразумные с экономической точки зрения решения), а государственных органов – максимальное увеличение своих размеров и власти. Здесь микроэкономика строится на двух фундаментальных предложениях: потребитель стремится получить максимум полезности, а фирма – максимум прибыли. Анализируя рынок, мы оперируем понятиями спроса и предложения, в «общественном выборе» подобными противоположностями выступят различные по своим целям и требованиям группы избирателей и лоббистские организации, с одной стороны, и политики – с другой. В результате их взаимодействия рождаются конкретные политические решения. Исследовались и различные процедуры принятия решений, такие, как правила голосования, а также и структура самих законодательных органов.
Б. – автор многих известных работ по общественным финансам, вопросам регулирования цен. По его мнению, правительственный контроль над ценами и производством допустим лишь в исключительных случаях. Однако, когда существует необходимость поддержки свободного предпринимательства и конкуренции, такое вмешательство возможно и даже полезно.
Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.